Sandplay

        Сегодня Sandplay (игра с песком) является полноценной психоаналитической техникой, признанной во всем мире. В работе  Sandplay участвуют двое - клиент и терапевт. При этом, когда клиентом является ребенок, то терапевт предварительно встречается с родителями и заключается так называемый "терапевтический договор" как с ребенком, так и с родителями. "Договор" подразумевает  обсуждение цели терапии, ее этапы, поведение родителей и периодичность обсуждения.

        В кабинете терапевта находятся два ящика-песочницы стандартизованной формы и размера. Они стоят примерно на уровне стола, изнутри  выкрашены в голубой цвет и заполнены светлым кварцевым песком. В  одной песок сухой, в другой влажный. Игрушки - животные, деревья, люди разных возрастов и национальностей, дома, камешки, стеклышки, перья и т.д. - расположены на специально оборудованных полках.

        Коллекция миниатюрных фигур и предметов, вода и песок призваны   разбудить воображение. Фигурки-образы всегда под рукой и их не надо   cоздавать каждый раз, а главное - они подходят для символического  выражения многих человеческих переживаний. Игрушки тщательно  подбирается самим терапевтом, прошедшим собственный анализ и имеющим  опыт песочной работы.             Песочницу и миниатюрные игрушки в терапевтических и учебных целях  сегодня используют многие детские психологи и педагоги. При корректно поставленных целях такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, обучающее и воспитательное значение. Существенным является то, какого рода подхода придерживается специалист, использующий в своей работе песок, воду и игрушки, поскольку это во многом определяет форму, цели и задачи работы.            

           Создателем метода Sandplay ("Игра с песком") является Дора  Калфф, ученица К.Г. Юнга и исследовательница культур Востока. Она также училась у английского детского психотерапевта Маргарет Ловенфельд, которая 1929 году предложила на терапевтическом сеансе детям ящичек с песком, воду и миниатюрные игрушки. Ловенфельд называла это "техникой построения мира". Сегодня Sandplay является полноценной  психоаналитической техникой, признанной во всем мире.

         Если мы говорим о Sandplay, технике сформировавшейся в русле  аналитической психологии, то его философия основана на юнговском взгляде на природу психического, т.е психика определяется  целокупностью всех психических процессов, сознательных и   бессознательных, как подвижное и струящееся событие изменяющееся с калейдоскопической быстротой. По Юнгу, психика обладает собственной глубинной мудростью и потенциалом к исцелению и трансформации. Для  активизации психического иммунитета необходимы условия. Этими условиями является создание надежного и безопасного пространства, где возможно почувствовать подвижность и изменчивость психического, в  первую очередь, благодаря фиксации и созданию образов. В Sandplay песочница, комната и, конечно, терапевт способствуют появлению у   человека чувства защищенности и свободы действий. Оптимальные  размеры песочницы, позволяют удерживать в поле зрения всю песочную картинку и дают почувствовать границы.

       Наряду с высоким эмоциональным подъемом, часто сопровождающим   создание композиции, возникает и чувство безопасности, поскольку -   песочный мир - это мир под контролем. Кабинет терапевта так же, как и песочница, является теменосом - священным местом встречи с самим    собой, поэтому важно, при заключении "договора" определить правила  работы, задающие границы, а значит и возможности безопасности. Будучи интроецированными, задаваемые границы являются существенным фактором стабилизатора психической энергии. Так детишкам объясняется  сразу, что, находясь в комнате, делать можно, а что нельзя.

         Акцентируя на последнем. Запреты касаются только нанесения телесных  повреждений, поломок игрушек и высыпания песка на пол. Использование  клиентом песочницы не является самоцелью. Есть дети и взрослые,  которым необходимо, чтобы прошло некоторое время, прежде чем они будут готовы к работе с песком, поэтому в кабинете есть другие игрушки, предметы для совместных игр, принадлежности для рисования, - то, что пригодно для терапевтической работы. Позиция терапевта - это скорее позиции: "молчаливого свидетеля" и "включенного наблюдателя". Познакомив с имеющимися в кабинете предметами, терапевт поощряет свободное течение процесса, искренне выражая любопытство и удивление процессом, готовность поддержать и понять. Он так же осуществляет обратную связь, отзеркаливая образы и эмоции в процессе работы, принимая сомнения и страхи. Не допускается прямого вмешательства в создающуюся песочную композицию, за  исключением тех случаев, если клиент сам просит помочь. По завершении композиции, возможно, обсудить ее точки зрения символизма или того, как себя чувствует тот или иной персонаж. Такие истории и проговоры во время и после создания картинки порой помогают связать волшебный мир песочных образов с актуальной жизненной ситуацией клиентов. Интерпретация, как правило, осуществляется после того, как пройдет некоторое количество сессий. Однако, каждый процесс сам по себе настолько уникален, что неверно говорить о жестких правилах в этом смысле. При этом хочу подчеркнуть, что детские работы не  интерпретируются вообще. Это очень важно, поскольку интерпретация  взрослого песочной картинки может быть воспринята ребенком как  критика. Будучи ответственным за эмоциональное благополучие ребенка, терапевт находится в контакте с родителями, т.е. он доносит им информацию о чувствах и эмоциях ребенка. Готовность к сотрудничеству   со стороны родителей является важной опорой в работе. Иногда детки хотят, чтобы мать или отец присутствовал на сеансе, или зовут их по его окончания, чтобы показать свое песочное творение. Совместные   переживания во время создания песочной работы позволяет родителям  лучше понять, что происходит с ребенком.

        Sandplay, признанный метод психоаналитической терапии, сравнительно  недавно стал находить своих последователей среди отечественных  психологов и психотерапевтов.

 

            Подготовила Мария Юрьевна Щапова,

            психолог семейного центра "Волшебный ребенок"

            Статья опубликована в журнале "Практическая психология и логопедия"

            №1-2 2003г.

 

 

 

        

 

 

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
статистика