Из книги Джона Аллана "Ландшафт детской души"

Для игр с песком используются два водонепроницаемых лотка размером 50*70*10. Один лоток заполняется сухим песком, а другой влажным. Внутренняя поверхность лотка окрашена в синий цвет для имитации воды. Размеры лотка имеют важное значение, так как они позволяют охватить песчаный мир одним взглядом без лишнего движения головы. Кроме того, ребенку предоставляется возможность сделать выбор из множества миниатюрных игрушек и предметов. Игрушки и предметы можно распределить по следующим группам:

- ЛЮДИ: домашние, военные, придуманные, мифологические;

- ЗДАНИЯ: дома, школы, церкви, замки;

- ЖИВОТНЫЕ: домашние, дикие, доисторические, морские и животные, которые содержатся в зоопарках;

- МАШИНЫ: сухопутные, водные, космические, боевые;

- РАСТИТЕЛЬНОСТЬ: деревья, кусты, растения, овощные культуры;

- СООРУЖЕНИЯ: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

- ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ: ракушки, сплавной лес, камни, кости, яйца;

- СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности.

 

Игрушки могут стоять на полках по группам так, что б их можно было легко увидеть. Иногда часть игрушек находятся по категориям в открытых контейнерах.

Игра с песком – это процесс, песочный лоток средство, а песочный мир – законченный продукт. Процесс начинается с того, что консультант приглашает ребенка поиграть с песком и выбрать игрушки. Каждый предмет, со свойственной ему физической конституцией и смыслом, стимулирует работу фантазии. Калфф полагает, что «символы олицетворяют внутренние, заряженные энергией представления о врожденных возможностях человека», проявление которых способствует эмоциональному развитию.

Консультант играет ключевую роль в обеспечении «безопасного и защищенного пространства», в котором могут реализоваться целительные возможности психики и внутренняя драма. Песочный лоток и терапевтические отношения создают «безопасное и защищенное пространство». Большинство практикующих консультантов видят особую роль консультанта в безусловно-позитивном отношении и минимальном использовании вербализаций. Консультант редко применяет интерпретацию, потому что психологические проблемы разрешаются и осмысливаются на бессознательно-символическом уровне. Консультант присутствует в качестве зрителя игрового процесса, который проявляет внутренней проблеме принять зримые очертания и обеспечить терапевтическую динамику и психологический рост. В конце занятия ребенок прощается, сообщает об окончании игры или просто сидит молча перед песчаным миром. В таких случаях нередко наступает момент, когда игровой процесс прерывается и производится осмотр законченной работы.

Большинство консультантов снимают фото песочного мира. При завершении терапевтического процесса (обычно после 8-10 занятий в школе) консультант показывает ребенку все слайды для совместного просмотра и обсуждения.

ОБЩИЕ СТАДИИ ИГРЫ С ПЕСКОМ

Игры с песком нередко отражают склонность детей к циклической повторяемости изображений хаоса, борьбы (организованных сражений) и разрешения конфликта.

ХАОС. На этой стадии ребенок буквально «сваливает» в лоток с песком от 10 до 300 игрушек и предметов. Игрушки беспорядочно перемешиваются с песком. Отсутствуют признаки, растительной и человеческой жизни. Земля суха и бесплодна. Злаки и растения уничтожены. Эта стадия отражает и объективизирует эмоциональное смятение и хаос, доминирующее в жизни ребенка. Другими словами, Эго ребенка находится во власти тревожных чувств. Эта стадия может продлиться от одного до нескольких занятий.

БОРЬБА. Чудовища сражаются с чудовищами, робот-человек уничтожает целые полчища, рыцари неустанно сражаются на турнирах. Все, что способно двигаться, расстреливается, уничтожается и взрывается. Обе стороны нередко уничтожаются в самом начале игры. В таких играх нет победителя. Погибшие свалены в угол. Через несколько недель сражения принимают более напряженный и организованный характер. Появляются первые признаки уравновешенности. Противников не убивают, а заключают в тюрьму. Появляется герой, который побеждает «силы мрака» (т.е. деструктивные побуждения).

ИСХОД. На этой стадии жизнь возвращается в «нормальное русло». Между природой, людьми и ритмом повседневной жизни восстанавливаются порядок и равновесие. Животные находятся в привычной среде обитания. Ограды защищают овец и коров. Города и деревни пересекают ровные линии дорог. Деревья и сельскохозяйственные культуры приносят урожай. Консультант сознает, что проблема разрешилась, и ребенок согласен занять свое место во внешнем мире. В таких случаях ребенок нередко сообщает консультанту, что он не ощущает потребности посещать консультации. Учитель обычно подтверждает обоснованность мнения ребенка. На символическом уровне ощущение завершенности и целостности проявляются в изображении квадратов, треугольников и кругов. Сцены из песка характеризуются упорядоченностью. Осуществлена интеграция либидинозных сил, проявившихся на предыдущей стадии.


 

 

 

 

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
статистика